Путевые заметки о стране Египет в изложении Константина Ренжина, лично там побывавшего в ноябре 2005 года.

 

Выражаю благодарность нашему замечательному гиду Мишелю. Я думаю, мы имели счастье лицезреть самого артистичного и образованного из всех гидов на планете.

 

Здесь Вы найдете описание увеселительной и в тоже время познавательной поездки, предпринятой мной в Египет в ноябре 2005 года. Конечно, наша историческая экспедиция была не единственной в своем роде - толпы туристов были в Египте до нас и, несмотря на заявления неких террористов, будут и впредь. Вообще, туристы - это неистребимое племя, никакие орды Чингизхана не сравнятся с армией этих вооруженных фотоаппаратами и долларами потребителей сувениров. Экономика многих стран держится на их хрупких плечах. Для них существуют самолеты и аэропорты, прокладывают дороги и строят отели. Но, быть туристом не так легко - для начала надо заработать кучу денег. Желательно иметь крепкие нервы и мышцы, чтобы поднять чемодан и пережить все эти транспортные услуги. Потом надо следить, чтобы ваши деньги не достались кому не следует. Богатеев нигде не любят, но любят получать от них деньги, а в некоторых странах даже мы с вами будем считаться богатеями, и многие захотят нас разорить всякими разнообразными способами. Куда дешевле, безопаснее и удобнее вставить диск в дисковод и увидеть мир на плоском мониторе, попивая чаек в теплом кресле. Если Вы читаете эти строки, значит, не зря я мучился. Возможно, Вы уже бывали там и хотите удостовериться, не соврал ли я чего, тогда Вам наверняка приятно будет освежить в памяти приятные моменты путешествия и погордиться своим героизмом в преодолении трудностей заграничного бытия, а также сравнить впечатления и может даже получить дополнительную информацию. Вы узнаете: как надо торговаться на восточном базаре, что можно делать в Африке, а что лучше не делать, чем знамениты такие места как Александрия, Каир, Асуан, Луксор, Филэ, Ком-Омбо, Идфу, Хургада и др., что такое круиз по Нилу, как там кормят, что пьют и другие натуралистические подробности.

 

 

Итак, почему Египет? Кто не слышал о пирамидах? О фараонах? О сфинксе? Тут и спорить не о чем. Короче говоря, оплатил я эту поездку и, имея на руках все необходимые бумажки, ласты, маску, трубку и чемодан, отправился с утра в аэропорт, находясь в сладостном предвкушении, что уже сегодня буду купаться в теплом Красном море. Для человека, начавшего день в сумрачной промозглой ноябрьской Москве, закончить его на пляже с бокалом коктейля в руке - нет ничего привлекательнее, тем более, если он целый год вкалывал в душном офисе чтобы заработать на это удовольствие.

Я лечу, нет, пока еще не лечу, но парю на волне энтузиазма в аэропорту, торопясь сдать свой чемодан в багаж. Подбегаю к стойке регистрации, и тут выясняется, что рейс задержан на два часа. Так, прикидываю, прилечу не в четыре, а в шесть - ну еще успею искупаться до ужина. Я стал ходить взад-вперед, таская за собой чемодан, нетерпеливо поглядывая на часы и думая, чем бы заняться. Обошел все лавки. Осмотрел все углы. Смотрю на табло - рейс отложен еще на два часа. Без паники! Прилечу в восемь - искупаюсь после ужина, а пока надо перекусить. Я покупаю в автомате кофе и печенюшку. Мало. Взял бульон и шоколадку. Что? Задержка еще на час? Успею. Объявят позже? Блин! В Римини я купался в одиннадцать ночи - успею. Безобразие! Надо выяснить обстановку. Подхожу к стойке авиакомпании. Что? Чего? Талоны какие-то дают. Надо брать - раз дают. Ага, это талон на обед. Надо успеть покушать, пока не взлетели. Бегу в ресторан. Набираю еду - торопливо все поел. Бегу к табло. Задержка еще на три часа? Это конец! Пропал ужин, пляж, дискотека и коктейль. Теперь вопрос стоит - успею ли я на автобус в Луксор? Экскурсия-то начинается в четыре ночи. Что делать? Чтоб не умереть от скуки, купил я толстый роман в мягком переплете.

После чтения книгу пришлось бросить в аэропорту - не тащить же такую тяжесть в самолет. Наконец, объявили регистрацию. Я сдал чемодан в багаж и с ластами под мышкой поплелся в зал ожидания перед вылетом. Там царила суета и беготня. Девушка с рацией искала узбеков, которые опаздывали на свой самолет. Очередь в Таиланд выстроилась перед своими воротами. Турки улетели. Шарм-аль-Шейх улетел. Еще одни турки улетели. Даже узбеки улетели, а мы все сидели и ждали. Вскоре выяснилось - не там сидим. Нам надо на другой этаж, к другим воротам. Все куда-то побежали. Наконец, появился наш самолет, и все подбежали к стойке предъявлять посадочные талоны, но не тут-то было, девушка в униформе вежливо сообщает, что придется еще часа два ждать, пока не уберутся в салоне самолета. Дескать, он прилетел из Гоа и там могут быть микробы. И тут началось восстание.

- Плевать на микробы, пустите нас в самолет! - начала скандалить одна тетенька.

- Безобразие! - хором завопили все вместе.

- Успокойтесь, самолет нужно заправить бензином.

- Плевать на бензин! Когда полетим?

- Скоро.

- Дайте жалобную книгу! Позовите директора! Граждане, держите этих жуликов! В суд на них!

- Я адвокат! Я вас по судам затаскаю!

- Я депутат, я вас всех уволю! Распустились тут!

- Братан, слышь, тут какое-то кидалово. Выезжай - разбираться будем!

- Граждане, подписывайтесь под петицией! Нам положена компенсация за моральный ущерб!

- Не смешите, кто вам тут чего заплатит?

- Пусть сделают отметку на билете, и печать поставят, тогда получим компенсацию.

- Ну, теперь мы точно не долетим.

Все достали свои билеты и заставили несчастную девушку штамповать их.

- Ерунда это, в билете четко написано, в случае неисправности...

- Безобразие!

Появился некий представитель, дабы своим солидным видом усмирить бунт, но крик только усилился.

- Братан, слышь, пробей по базе одного чувака.

- Да он не за что не отвечает. Он тут вообще никто. Директора сюда!

- Ой, мне плохо! Доктора!

- Вот жулики! Пока мы тут сидели, они на нашем самолете слетали в Гоа и обратно.

- Как! На этой списанной развалюхе? В Гоа?

- Я не полечу на этом самолете – он еще не отдохнул после Гоа! Вы гарантируете его техническое состояние?

- На вид, вроде нормальный самолет – большой.

- Безобразие! Дайте пройти, я штамп в билет не поставил!

- Осторожно, ребенка не задавите!

- А че вы волнуетесь, с чартерными рейсами всегда так.

- У меня из-за вас отпуск пропал! Верните деньги!

Вдруг, все ломанулись в самолет, народ сразу поскучнел, расслабился, и мы благополучно взлетели…

 

Луксор.

 

Как попасть в Луксор и что там есть интересного?

В Луксор можно прилететь на самолете - что дорого и быстро, можно арендовать верблюда - что выйдет не дешевле, ибо экспедиция займет не один день. Лично я из Хургады прибыл на автобусе. Экскурсия в Луксор обычно начинается в четыре ночи. В назначенное время прибыл автобус и поехал собирать народ вдоль побережья. Когда всех собрали, появился сонный тип с автоматом Калашникова, плюхнулся на переднее сидение и захрапел. Это был представитель туристической полиции. Ехали мы целой колонной, десятка три автобусов на огромной скорости, а впереди – полиция с мигалками. Путь пролегал между гор и песчаных пустынь.

Первая остановка вблизи Сафаги. Автобусы сбились в пыльную кучу и экскурсанты вылезли на жару фотографироваться с бедуинами и верблюдами, пить кофе по-арабски в кафе и покупать аляповатые панамки у крикливых торговцев.

Итак, мы въехали в Луксор. Луксор - это просто город, где население живет, в основном, за счет туристов, кои бродят здесь толпами. Во времена Рамсесов этот город назывался Фивы, туристов было меньше, а египтян больше. Город расположен на реке Нил. На Восточном берегу, где рождается солнце, находится два храма: грандиозный Карнакский храм (точнее целый комплекс храмов посвященных Амону, Мут, Хонсу и др.) с его колоннами, обелисками и знаменитой аллеей баранов, а также – Луксорский, там мы также видим иероглифы на стенах, обелиски, сфинксы и статуи фараонов, главным образом Рамсеса II. Несмотря на то, что оба храма несколько покалечены и пограблены - они производят сильное впечатление. На набережной Корниш находится Луксорский музей, там хранится замечательная коллекция древностей.

На западном берегу, где «умирает солнце», находится город мертвых. Там хоронили фараонов, цариц и просто знатных и не очень людей. Соответственно, на западном берегу находятся следующие интересные объекты: колоссы Мемнона (18-метровые фигуры Аменхотепа III), Мединет-Абу (крепость и храм Рамсеса III), Долина цариц (гробницы цариц в т.ч. Нефертари), Рамессеум (храм Рамсеса II), Храм Хатшепсут (посвящен единственной женщине-фараону), Долина царей (гробницы фараонов), храм Сети I и руины Дейр-эль-Медины (поселок древних строителей). Все это неоднократно описано египтологами, поэтому не будем перебивать профессионалов. Выскажем свои дилетантские мысли по поводу увиденного.

Оказывается, те сфинксы, что находятся в Петербурге на берегу Невы возле Академии художеств, были вывезены из заупокойного храма Аменхотепа III, от которого ныне остались одни руины, и только два колосса, те самые колоссы Мемнона, напоминают о былом величии сего храма. Некогда этот храм был больше и богаче Карнакского, но из-за слабого фундамента через сотню лет после постройки он развалился и был растащен на части. Между прочим, в том районе до сих пор находят разные ценные вещи. Вот совсем недавно археологи откопали множество фрагментов великолепных скульптур. Вообще, если правильно потолковать с местными жителями из поселка Старая Гурна, а многие из них живут буквально в древних гробницах, то вам могут предложить на продажу не только всякие подделки и поделки из алебастра, но и какую-нибудь натуральную мумию. Однако, вывоз древностей из страны запрещен, и за контрабанду можно схлопотать приличный срок.

Что означают комиксы на стенах гробниц? Это фрагменты книги мертвых - свод правил как надо себя вести после смерти. Кто такой Анубис? Это шакалоголовый бог, который из трупов делает мумии, охраняет их покой и, вообще, заведует порядком в загробном мире. С ним лучше не спорить.

На западе Франции есть такое загадочное местечко - Карнак. Казалось бы, простое совпадение названия с египетским Карнаком ничего не значит. Но, в те времена, когда пирамиды были еще новехоньки, а может даже и раньше, там кто-то расставил более 3000 огромных менгиров, в особом порядке, разметив территорию длиной около 8 километров. Зачем столько гигантских камней? Что там гнило под насыпными курганами, уж не мумии ли? И вообще, по бретонски слово «карнак» значит «кладбище мертвых», а в древнем Египте, как известно, мертвые главнее живых.

Прогуливаясь по Долине царей, я испытал нечто вроде мистического беспокойства, смутное, опасливое ощущение, будто за тобой следят и оценивают. Не знаю, заметил ли кто раньше, что в очертании гор в Долине царей кое-где можно угадать протертые временем коленки и локти фараонов, а также голову сокола (Хора?) на одной из вершин. То есть я хочу обратить внимание уважаемых египтологов, что данные горы вероятно в свое время были обтесаны скульпторами и имели художественную ценность. Видали храмину в Абу-Симбел? А где, скажите, колоссы в Долине царей? Я думаю, они там были, просто осыпались со временем. Говорят, будто гробницы маскировали под окружающий ландшафт чтобы их не нашли воры и держали места захоронений в секрете. Ерунда! По-моему, всякий житель древних Фив знал путь на это элитное кладбище, которое, между прочим, охранялось. Это потом, когда начались смуты и войны, жрецы тайно перепрятывали мумии. А во времена могущества фараонов в Долине царей вполне могли быть колоссы и прочие архитектурные изыски.

 

Круиз по Нилу.

 

В Луксоре наша группа погрузилась на корабль, и мы поплыли в круиз по Нилу.

Плыли мы на юг до Асуана. Корабль представлял собой плавучий отель. Холл на главной палубе был оформлен весьма эклектично. Картины с цветами в голландском стиле в рамах позднего барокко, гобелены, кресла в африканском стиле, арабские ковры. Китайские фарфоровые вазы в человеческий рост украшали углы и центр холла. Удивительно, что за все путешествие никто их так и не разбил, наверное, они прикручены к полу. Моя каюта оказалась довольно просторной, я думал, что буду спать на металлической двухъярусной кровати, однако мебель оказалась вполне в духе стандартного гостиничного номера, был даже цветной телевизор, правда он не работал. Окно каюты находилось чуть-чуть выше уровня воды - создавалось впечатление, что я плыву по пояс в воде. После ужина в весьма приличном ресторане, народ собрался в музыкальном салоне-баре смотреть нубийское шоу. Даже меня заставили участвовать в плясках под шаманские бубны и дудки.

Утром я раздвинул шторы и увидел прямо перед собой физиономию египтянина-феллаха. Он плавал на лодке возле моего окна и тут же стал мне предлагать купить какую-то длиннополую рубаху. Надо сказать, я при этом был не одет - не ожидал такой прыти от местного населения. Я бы непременно воспользовался столь своевременным предложением, если б только окно можно было открыть. А так пришлось задернуть обратно шторы и надеть свои собственные шмотки.

Вообще, река Нил не показалась мне шире нашей Волги - оба берега хорошо просматриваются с верхней палубы, и развалившись на шезлонге, загорая или попивая коктейль в бассейне можно наблюдать окружающие пейзажи.

Когда-то жил такой фараон Эхнатон и жена у него была красавица Нефертити, и денег много, но вот вдруг решил он однажды забыть всех старых богов и заставить всех кланяться только Атону (богу солнца). Изображался Атон в виде солнечного диска протягивающего лучи-ручонки в разные стороны. В общем, понять этого Эхнатона можно - рождение солнца на Ниле зрелище хорошее, особенно если смотреть с верхней палубы и с бокалом коктейля в руке, но зачем же других богов обижать. Покалечив старые храмы и разведя среди жрецов смуту, сей фараон сгинул в песках, так и не достроив новую столицу. Вместо него пришел Тутанхамон и вернул всех богов обратно.

Однажды, я увидел маленький островок метра три-четыре в ширину и метров двадцать длиной, на котором паслось штук пять коров. Как они туда попали и что там делали непонятно, травы-то на острове не было.

Первая остановка случилась в городишке Идфу. Не успев опомниться, я в компании еще трех человек очутился в антикварной коляске облепленной красочными наклейками, и мы поскакали по запыленным улицам к храму Хора. Нашу довольно резвую тощую клячу, погоняемую крикливым возницей, пытались обогнать другие клячи, запряженные в еще более древние повозки. Груженые японскими туристами с другого корабля, эти неудачники то и дело вытряхивали свой груз в прах на дорогу, что вынуждало их останавливаться и демонстрировать кратковременную озабоченность. Так что нас им было не догнать. По ходу движения возница успевал покинуть рабочее место, чтобы выразить почтение каким-то старцам в чалмах, курнуть кальян и подраться с многочисленными конкурентами. Население городка провожало нашу шумную кавалькаду неодобрительными взглядами. Полицейский на перекрестке с подозрением покосился на мой фотоаппарат, будто я собираюсь зафиксировать некий секретный объект. Хотя никаких особых достопримечательностей в самом Идфу нет, местный колорит и жаркая атмосфера для человека, вырвавшегося из промозглой ноябрьской Москвы, имеет некое экзотическое очарование.

Храм Хора, как и многие храмы Египта, строился по частям. Сначала один фараон строил, потом другой достраивал, следующий пристраивал новые залы и пилоны, и так далее, пока интерес к этому делу не утрачивался. Последним строителем храма в Идфу был отец знаменитой Клеопатры Птолемей XII. Затем про храм забыли, и он до середины XIX века пребывал под песком, пока его не начал откапывать Огюст Мариетт. В настоящее время его откопали целиком, и он выглядит почти как новый.

Обратно мы скакали на том же экипаже по той же улице и умудрились не попасть под тот же самый грузовик, который теперь пересекал перекресток в обратную сторону.

После всего пережитого, нам устроили барбекю на верхней палубе, и корабль взял курс на Ком-Омбо.

Интересно было наблюдать за местными рыболовами, они не пользовались удочками, а выплывали на своих фелюгах или лодчонках на середину реки и глушили рыбу длинными палками. Я не очень понял технологию. Вероятно, глупая рыба высовывалась из воды, раз ее можно было запросто стукнуть по башке.

В Ком-Омбо наш корабль прибыл глубокой ночью. Ярко светила луна. На пристани царила неразбериха - два десятка плавучих отелей сбились в кучу и не могли разобраться - кому куда приткнуться и кто уже отчаливает. Наконец, благодаря искусным маневрам нашего капитана, мы оказались на берегу. Здешний храм времен Птолемеев посвящен богу-крокодилу Себеку и сокологоловому богу неба Хору-старшему. Осмотрев сии достойные руины, колодец-ниломер и мумии крокодилов, мы погрузились обратно на наш корабль и поплыли в Асуан. Я растянулся на шезлонге на верхней палубе и стал медитировать на ясное звездное небо.

 

Асуан.

 

Ясным солнечным утром, что в Египте не редкость, я проснулся в Асуане. Накануне я записался на все экскурсии, которые нам тут могли предложить, о чем впоследствии не пожалел, ибо сам город довольно скуден на серьезные развлечения. Поднявшись на верхнюю палубу, я окинул взглядом горизонты. Нил здесь заметно сузился и повсюду торчали каменистые островки, между ними лавировали многочисленные фелюги - лодки с треугольным парусом. На противоположном берегу возвышалась громадная гора песка. На ее вершине можно разглядеть мавзолей Султана Мухаммед-шаха Ага-Хана III, который построила в 1957 году безутешная вдова имама, бывшая королева красоты Франции. У подножия горы расположились аккуратные особнячки. Набережная Корниш, где наш корабль стоял на приколе, застроена, в основном, современными зданиями, и особым декором не отличается. Задумка, создать здесь некое подобие Ниццы, частично удалась, во всяком случае, пальмы похожи. Первым обращало на себя внимание добротное здание местной полиции. Правее возвышался Коптский православный храм больше похожий на мечеть.

Сразу после завтрака мы стали активно кататься на фелюках. Причем капитан не успел поставить парус, как схватился за бубен и пустился в пляс. Распевая веселые нубийские песни, он заставил всех нас водить хоровод вокруг мачты. Почему мы не перевернулись и не налетели на подводные и надводные камни - непонятно. Затем капитан успокоился, разложил свой товар из разных бус и нубийских безделушек и устроил торговлю.

Так мы доплыли до Ботанического сада на острове Китченера. Когда лорду Китченеру за особые заслуги подарили этот островок, он рассадил тут массу экзотических пальм и цветочков. После того, как нам наскучило гулять среди благоуханных зарослей, мы, теперь уже на катере с мотором, поплыли дальше по Нилу в гости к нубийцам.

На берегу у порога нубийской деревни нас облепили мрачные продавщицы матрешек в хиджабах и шумная местная шпана в длиннополых рубахах. Женщины, завернутые во все черное, держали на голове большие корзины, наполненные деревянными африканскими буратинами, а дети трясли перед нами те самые бусы, что и проныра капитан, только в три раза дешевле. Тут нас завели в дом местного шамана, на входе которого висел засушенный крокодил и чучело скрюченного пеликана. Жена шамана вынесла кисловатое варево из каркаде и всякие сладости. Далее мы прослушали лекцию о том, что это за народ нубийцы и как они тут живут. Народ этот любит петь, танцевать и получать доллары. Хижина шамана куда просторнее моей квартиры, содержит массу скамеек, террариум с крокодилами и прочие удобства. А еще в хижине есть магазин африканских масок и магических посохов. Мы немедленно скупили партию масок, бубнов и кривых ножей в кожаных ножнах, сфотографировались с крокодилятами и слопали все угощенье. Покидая этот чудной уголок, наша компания чуть было не поредела - некоторые из наших так увлеклись процессом покупки страшных вудуистких кукол, что, не прояви общественность бдительность, подняв крик, катер уплыл бы без них. Следующим номером программы было купание в реке Нил и катание на верблюдах по утыканной сувенирами пустыне. Те, кто выжил, поплыли обратно в Асуан, обозревая живописные берега через объективы видеокамер и распугивая скучающих в камышах аистов.

Тут мы пережили еще одно шоу. К нашему катеру на полном ходу подгребла лодка с двумя прыткими африканцами, они вцепились в борт и стали клянчить деньги, распевая похабные для русского слуха песни, но лодка их перевернулась, и они остались барахтаться посреди реки.

После сытного обеда на нашем корабле-отеле, всех желающих доставили на остров Филэ к храму Изиды. Даже император Траян не ленился тащиться сюда из Рима. Чтобы ему было где переночевать, рядом с храмом построили симпатичный павильон с мощными колоннами. Вообще, понять паломников можно - место здесь живописное и поэтическое, а после заката устраивают лазерное шоу.

Вечером мы решили погулять по Асуану. Наши люди рассредоточились по базару. Я тоже принялся отчаянно торговаться, но так ничего и не купил, ибо после бесконечных препираний, калькуляций и упорных попыток сэкономить пару центов, сил вынуть деньги из кармана уже не оставалось.

На другой день после поездки в Абу-Симбел и посещения Асуанской плотины, мы с одним товарищем отправились в Асуанский Нубийский музей. По дороге мы успешно отбились от попыток каких-то незнакомых людей в длиннополых одеяниях посадить нас в такси или в коляску с лошадью, посетили внушительный коптский храм, а также нас занесло в музей имени недостроенного обелиска. До этого музея через какие-то древние кладбищенские руины нас провел местный феллах, причем, что удивительно, совершенно бескорыстно. Музей обелисков представляет собой каменоломню. Те обелиски, которые одобрил заказчик, сейчас стоят в Карнаке, Риме, Лондоне, Париже и Нью-Йорке, а всякая не кондиция осталась здесь. Точнее тут осталась скала, которую обтесали соответствующим образом, чтобы вышел самый большой в мире обелиск, но скала предательски треснула на самом красивом месте, и стучать по ней перестали. Роль гида иногда может исполнить здешний туристический полицейский с автоматом Калашникова наперевес, в ожидании бакшиша, разумеется. Хитро подмигивая, он поманил нас к себе и повел к глубокой яме, где был еще один недоделанный обелиск, недоступный для взора большинства туристов. Затолкав нас в узкую щель, он предложил полюбоваться орудием труда коим тесали эти скалы - это был просто кусок более твердой породы, дескать вот так вручную без всяких там перфораторов и строили эти самые обелиски. Я решил проверить сию технологию. Спросив разрешение, я взялся за кремень, сконцентрировался и со всего маху резко, как нас учили на уроках карате, врезал этим камнем по скале. Блин! Я чуть руку себе не сломал! Ни одна песчинка даже не дрогнула. Что ни говорите, а я верю в инопланетян с их отбойными молотками и шлифовальными машинками.

В Нубийском музее, я ожидал увидеть африканские маски, коллекцию магических посохов и чучела шаманов, но там оказались обычные фараоновы артефакты.

Покончив с культурной программой, мы решили пройтись до корабля коротким путем через, местами полуразрушенные, местами недостроенные, районы. Вдруг, как из-под земли, появилась ватага сопляков с папиросками в зубах и потащилась за нами, предлагая гашиш и что-то там еще в этом роде. Когда мы им с трудом растолковали, откуда мы, что не курим и не колемся, они потеряли к нам интерес и отстали. Но вскоре за нами увязалась другая банда малолеток. Казалось, все школьники побросали свои учебники, девочки - кукол, младенцы выскочили из люлек и потянули к нам ручонки, игры и мячики были забыты - все понеслись по пыльной улице, предлагая гашиш и прочие удовольствия. Но, как только мы вышли на Корниш, где за бронированными щитами потели в бронежилетах полицейские с автоматами Калашникова, живописная толпа рассеялась. На этом наше знакомство с Асуаном завершилось.

 

Абу-Симбел.

 

Раньше я полагал, что мираж в пустыне видят только те, кто долго бродил по жаре без воды, когда глаза и мозги начинают подсыхать и выдавать неверную информацию в виде галлюцинаций. Но, оказалось, что мираж запросто можно узреть, сидя в автобусе с кондиционером, попивая прохладную минералку. Где-то около полудня, по пути из Абу-Симбел в Асуан, посреди ровной пустыни, вдруг увиделось мне что-то вроде серого озера или точнее возникло сразу три горизонта, а гора на дальнем плане как-то странновато зависла в пыльном воздухе. Я попытался сфотографировать это явление, но поскольку солнце светило прямо в глаза и все это происходило очень далеко, то кадр не получился. Жаль.

Ну, пора рассказать, чем знаменит Абу-Симбел, и как туда попасть. Где-то более 3000 лет тому назад самый крутой из фараонов Рамсес II воздвиг на границе Египта грандиозную храмину во имя богов Ра-Хорати, Амона и Птаха. Фигурки этих богов вместе тем же Рамсесом скромно сидят глубоко в глубине храма, и восходящее солнце только пару раз в году кое-как освещает их, проникая через расписные залы. Сам же Рамсес второй мало того, что изображен на каждом столбе, так еще на фасаде храма сидит в четырех экземплярах по 21 метр высоты каждый. У одного экземпляра, правда, отвалилась и куда-то пропала голова, зато остальные трое сидят как новые. Супругу свою, Нефертари, Рамсес II тоже не забыл и построил рядом не хилый храм как бы в честь богини Хатхор. На фасаде этого храма он опять же изобразил себя в четырех экземплярах, стоймя рядом с любимой супругой в двух экземплярах. Получается, что двум Рамсесам не досталось по супруге. Но по сравнению с первым храмом, где скульптурки родственников фараона теряются под ногами колосса, здесь мы видим царицу одного роста с супругом. Такое вот уважение было проявлено к этой женщине. Все это великолепие много столетий мирно покоилось под песком, ни греческие, ни римские туристы в свое время тут не бывали. А в 1813 году швейцарец Жан-Луи Буркхард случаем прогуливался в тех местах и наткнулся на головы, торчащие из песка. В 1817 другой искатель приключений, Джованни Бельцони, докопался до входа, но особых сокровищ не нашел.

В 1950-х годах, когда начали строить на Ниле большую плотину, многие древние храмы оказались под угрозой затопления. Поскольку храмы в Абу-Симбел были вырублены прямо в скале, пришлось распилить эти горы на мелкие кусочки и перетащить на место повыше. Теперь, в сезон, тут бродят толпы туристов.

Как туда попасть? Можно прилететь на самолете, можно арендовать осла, но я опять предпочел автобус. Происходило это так. Я мирно спал в своей каюте на корабле, который стоял на пристани в Асуане. Часа в три ночи меня разбудили, налили кофе, вручили сухой паек и посадили в автобус. Проехав пару километров до местного Нубийского музея, водитель решил остановиться. Он вышел, покурил, потрепался с каким-то типом, отошел куда-то за угол. Так прошло около часа, я начал нервничать. Зачем так рано разбудили и не двигаются? Оказалось мы не одни такие - еще десятка два автобусов битком набитых не выспавшимися туристами выстроилось вдоль дороги. Появился какой-то человек с автоматом Калашникова и пытался влезть в наш автобус, но его послали, и он влез в другой автобус. Подошел еще один парень с автоматом, забрался к нам в автобус и захрапел на переднем сидении. Это был представитель туристической полиции. Видимо, забота о нашей безопасности предпринималась не зря. Наконец мы тронулись. И как! Мы неслись с такой скоростью будто опоздаем увидеть храмы до того как они рухнут под тяжестью времен. Когда уже порядком рассвело, мы почти первые вкатили на малюсенькое плато называемое стоянкой.

Экскурсия проходила на английском языке. В храмах фотографировать запрещено, но некоторые достают навороченные мобильники и делают вид, что типа надо срочно звякнуть, а сами фиксируют что-то там во мраке. Но бдительные полицейские хватают таких умников за руку. Когда экскурсия заканчивается, и чудеса фараонов начинают надоедать, да и солнце изрядно припекает, народ оказывается на выходе среди сувенирных лавок и приставучих продавцов анубисов. Тут выясняется, что не уточнили место сбора, и народ пытается самостоятельно найти свой автобус на пыльной стоянке, где царит хаос из множества машин, туристов, гидов и продавцов анубисов. Кто-то падает в обморок от избытка чувств, кто-то ругается, кто-то торгуется. В конце концов, все разруливается, потерявшие находятся, и наш автобус, отчаянно бибикая и пыхтя, вырывается на простор. Далее по программе - осмотр Асуанской плотины...

 

Гиза и Каир.

 

В Гизу, пригород Каира, мы прибыли рано утром на поезде из Асуана. Носильщики, под присмотром туристической полиции, погрузили наши чемоданы в автобус, и мы направились к гостинице, влившись в поток автомобильных древностей. Большинство машин в Египте представляет собой дешевый антиквариат, преимущественно японского происхождения. Попадаются наши «Лады», «копейки», первые модели «Волги» и ЗИЛы. Вся эта музейная коллекция 1960-70х до отказа заполонила не слишком широкие улицы Каира. Если отчаянно не бибикать, никто тебя не пропустит, поэтому бибикают все, включая вьючных ослов и даже верблюдов. После размещения в гостинице мы, первым делом, поехали к пирамидам и тут же влипли в пробку. Какой-то умник оставил свой раздолбанный Жигуленок прямо посреди дороги. Пока эту машину вручную двигали в сторону, я любовался окрестностями - слева открывался замечательный вид на замусоренный канал, а справа можно было заметить верхушку пирамиды Хуфу (Хеопса), возвышающуюся над современным городом. Даже несколько многоэтажных кварталов, которые почти вплотную приблизились к пирамидам, не в состоянии загородить это последнее сохранившееся чудо света.

И вот я карабкаюсь по пирамиде Хуфу вверх, пока охрана своими криками и жестами не стряхивает меня вниз.

Арабы называют сфинкса Абу эль-Хор - "отец ужаса". Но мне лично он мистический ужас не внушил, а показался добрым и мудрым. Вокруг пирамид и близлежащего сфинкса нагородили столько всяких гипотез и наплели столько умных и красивых слов, что добавить, как говорится, нечего. Многие книги из серии "Разгадка тайны пирамид" представляют собой такую мощную загадку, что проще самому линейкой измерить эти самые пирамиды, чем понять, что там написано.

Одну из гипотез выдвинул за бутылкой пива мой приятель, весьма начитанный и образованный, но никогда не бывавший в Египте. Дескать, пирамиды не строили из блоков, а типа обтесали готовую скалу такими вот ступеньками. Скажем, сия гипотеза не подтвердилась, ибо явно все воздвигнуто из тяжеленных блоков - я лично сам видел и трогал.

Теперь, по поводу другой гипотезы, вычитанной мной из какой-то книги. Некий специалист узрел с того же самого места, что и все туристы, особый тип эрозии, что разъела тело сфинкса, как если б он долго постоял по горло в воде, и это как бы доказывает его допотопное происхождение. Ну, я не знаток, поэтому ничего такого морского, никаких таких ракушек, не разглядел.

Не буду повторять гипотезы про инопланетян из созвездия Сириус, про мировые катаклизмы и пророчества, про связь пирамид по всему миру с горой Кайлас в Гималаях, про татуировки алтайской принцессы-мумии, про богочеловеков, которые одной левой нагородили эти самые пирамиды, про атлантов с их антигравитационными строительными технологиями, про несчастных крестьян, перетаскивающих тяжеленные камни во славу маниакального величия фараонов, про проклятия мумий и летающие саркофаги, а выведу сумму и, так сказать, синтез всех этих теорий. Вот что вкратце получается. После небольшой аварии в энергетической установке нашей вселенной земля перевернулась, и полюса сместились. Где была жара - грянул мороз, и мамонты замерзли насмерть, где был холод - льды растаяли и все утопли, включая динозавров. Потом воду откачали, снова посадили цветочки и развели микробов. А пирамиды и всякие там менгиры служили тогда типа колышков для ориентира на местности, устроенных по принципу резонанса с излучением определенных объектов во вселенной. Чудом спасенные человеки учуяли в тех местах, где в последний раз видели своих благодетелей (богов, инопланетян, сомати из Гималаев), космическую энергию и стали там медитировать и просить себе благ. Так появились жрецы и храмы. Но, там где энергия иссякла, и просьбы перестали выполняться, храмы забросили, пограбили и занялись войнами, интригами, сельским хозяйством и прочей бытовухой. И, если во всех этих делах древние египтяне себя особо не жалели, то о загробной жизни заботились загодя и тщательно. Каирский Египетский музей битком набит выдающимися заупокойными реликвиями, но я не заметил практически никаких бытовых предметов, типа столовых сервизов или какой-нибудь мебели, не связанных с похоронным процессом и изготовлением мумий. Кроме знаменитого зала Тутанхамона и коллекции саркофагов, в этом музее есть много чего интересного, например, большая скульптура изображающая Эхнатона. Я подумал, что это женщина с широкими бедрами и узким лицом, а оказалось - фараон. Почему его так изобразили? Может, эта весьма неспокойная историческая личность страдала при жизни ужасной болезнью, уродилась гермафродитом или вообще была мутантом?

Каир - город многолюдный и напоминает хаотичный живописный муравейник в смысле запутанности ходов и выходов и наличием всяких неожиданных щелей, кое-где декорированных по-европейски в духе Парижа или Лондона. Местами Каир похож на Шанхайские старые районы, если там заменить вывески с иероглифами на арабскую вязь, а, двигаясь по средневековым закоулкам, можно вдруг оказаться перед древней синагогой или коптским храмом. Всюду возвышаются минареты мечетей - главная религия здесь ислам. Из современных построек выделяются многоэтажные дорогие отели на берегу Нила, а также Каирская башня высотой 187 метра.

После осмотра пирамид и средневековых кварталов поехали мы в ресторан на берегу Нила обедать. В Египте туристов кормят обычно хорошо, только вот напитки навязываются официантами за отдельную плату, и отказ сделать заказ требует проявления немалого мужества и стойкости. По традиции, на арабском востоке процесс траты денег сопряжен с немалым стрессом и хлопотами. Практически нигде нет ценников и прайс-листов, цену на интересующую вас вещь или услугу приходится выведывать у продавцов и обслуживающего персонала, как секреты партизан. Понимая, что вас откровенно надувают, вы вступаете в длительные переговоры и, даже заплатив, не можете быть уверенными, что все сделали правильно и у вас не потребуют еще чего-нибудь. По этой причине, вечером, после осмотра Египетского музея, я не рискнул остаться в центре города, чтобы потом воспользоваться каирским такси, и предпочел ретироваться в отель вместе со всеми на автобусе, при этом, возможно, упустив что-то из ночной жизни Каира. Впрочем, проезжая по городу, я не заметил обилия дискотек и клубов для всех желающих, никаких таких развлечений типа казино или торговых центров по типу громадных китайских универмагов. Даже рестораны, как мы их понимаем, здесь находятся в основном в отелях, там же происходят всякие бэллидансы (танцы живота) и прочие африканские шоу для туристов. Да и просто купить бутылочку вина здесь сложная задача. Единственно, что распространено повсеместно - это курение кальяна в кофейнях. Как я понял - гулять ночью по Каиру иностранцу без сопровождения не рекомендуется.

Все-таки прелести ночной жизни меня не миновали. В нашем отеле в Гизе местный народ затеял справлять свадьбу. Это было настоящее восточное шоу. Специально приглашенный ансамбль народной музыки, человек двадцать, оглушительно без перерывов бил всю ночь в бубны. Невеста часа три сидела на стуле на улице перед входом и принимала поздравления от принарядившейся родни человек в триста. Многие тонкости церемонии от меня ускользнули, ибо я сбежал от грохота этих самых бубнов, но даже на восьмом этаже эта музыка сотрясала стены. Поскольку, ресторан оказался оккупирован гостями и родней жениха и невесты, нормально поужинать не было никакой возможности, пришлось заняться поисками еды. Пройдя пару кварталов вдоль гудящей разнообразным транспортом и ослами улицы, я нашел какой-то мрачноватый закоулок, смахивающий на базар. Там я обнаружил магазин чипсов и консервов. Когда я расплачивался за чипсы и консервы, продавец заметил у меня в руках, среди кучи египетских зажеванных до предела бумажек, американский доллар.

- Доллар? - нахмурился он.

- Тебе нужен доллар? - спросил я.

- Но доллар. - поморщился он и спросил, - Вот из е кантри?

- Россия, Москва.

- Америка фак? - строго спросил он и показал жест большим пальцем вниз.

Я улыбнулся, пробормотал что-то в адрес Буша и поспешил удалиться, пока мне не проломили череп в ходе назревающей антиглобалистской дискуссии. Остаток вечера я провел, переключая каналы телевизора.

Египетское телевидение богато красочными комедийными сериалами. Любопытно было также посмотреть  арабский музыкальный канал, где царит сплошной праздник. Под сладкоголосое пение экзотических красавиц, которые существуют только в мире роскошных яхт и лимузинов, я и заснул.

На другой день нас повезли на базар Хан-эль-Халили. Здесь можно купить приличный кальян, специи, парфюмерию, местную одежду, сувениры. Базар состоит из множества темных закоулков и переулков. Судя по обрывкам картонной тары живописно накиданной там и сям, значительная часть товара завезена из Китая. На площади перед рынком стоит красивая мечеть. Сняв перед входом обувь, можно зайти внутрь, хотя иноверцев в мусульманские мечети обычно не пускают.

Покидая Каир, мы посетили Цитадель. Эту крепость начал строить в 1176 году арабский воевода Салах-ад-Дин. Для ее постройки использовали камни с пирамид в Гизе. В течение семисот лет она служила резиденцией египетских правителей. В центре возвышается Мечеть Мухаммеда Али, постройка которой началась в 1839 году. Этот самый мамелюк Мухаммед Али пришел к власти, истребив в стенах крепости несколько сотен самых уважаемых людей, которые собрались на праздник. С западных террас Цитадели открывается замечательный вид на весь Каир.

 

Александрия.

 

Александр Великий, когда захватил Египет, решил основать на берегу Средиземного моря новую столицу. Греки построили здесь Фаросский маяк, собрали большую библиотеку и вообще облагородили данную местность. Сегодня мало чего сохранилось из древностей того периода, и никто не знает, где искать могилу Великого Александра. Но кое-что увидеть можно. В Греко-римском музее вам покажут всякие вещи, связанные с Александром Македонским, Юлием Цезарем, Марком Антонием и Клеопатрой. В районе раскопок Ком-эль-Дикка есть целый римский театр и разные интересные обломки. А в мрачноватых катакомбах Ком-эль-Шукафы вам расскажут, как в начале XX века туда провалился один несчастный осел. Между прочим, когда наш автобус продирался сквозь толпу на базаре, чтоб проехать к этому музею, я заметил на обочине между запаркованными автомобилями мертвого осла, вероятно, того самого, просто недосуг было его похоронить, и он сам собой на жаре превратился в мумию.

Еще одна достопримечательность Александрии, которую стоит посетить, - это крепость султана Кайт-Бея, построенная в 1480 году на месте, где раньше стоял знаменитый Фаросский маяк. Недавно, купаясь и ныряя с аквалангом в местной гавани, археологи обнаружили много интересного. Говорят, под водой нашли дворец царицы Клеопатры, где она охмуряла сначала Юлия Цезаря, а затем и Антония. Там же, где-то на дне, лежит знаменитый колосс, правда, не совсем в целом виде. Масса древних черепков еще ждет своих исследователей.

На набережной вам могут предложить купить кораллы, раковины и мертвых морских звезд. Кораллы покупать не надо - на таможне могут возникнуть большие неприятности.

Если вам интересно поглядеть на всякие роскошные штучки и бриллианты, то рекомендуем зайти в Музей королевских ценностей. Сокровища арабских шейхов тут бледнеют перед янтарными водопроводными трубами в алмазах и прочим хозяйственным инвентарем последнего короля Египта - Фарука. В восточной части Александрии находится бывший королевский дворец Монтазах, в настоящее время - летняя резиденция президента республики.

Что касается современного города, то вся набережная в центре застроена многоэтажными домами. Говорят, квартиры с видом на море стоят приличные деньги, но лично мне эти дома не показались архитектурными шедеврами. Во всяком случае, для элитного жилья - слишком типовые это проекты. Куда привлекательнее особняки и бунгало на пляже в восточной части. Впрочем, вечером в лучах заката набережная Александрии выглядит романтично в любом районе.

 

Красное море. Хургада.

 

Хургада! Красота! Красное море, рыбки плавают. Отели описывать не будем - их там вдоль побережья полно. В любом турагентстве вам все про них расскажут. Опишем здесь некоторые местные прелести и дадим пару советов. Во-первых, ласты, маску и трубку лучше покупать на родине заранее и, несмотря на неудобства, везти с собой. Можно, конечно, купить на месте или взять напрокат, но... Покупка связана с утомительной торговлей на базаре и тратой времени, также нет гарантии, что оборудование вам подойдет, а на прокат выдают изрядно потрепанные вещи. Без маски или хотя бы очков для бассейна плавать в Красном море неприлично, ибо вы не увидите всяких разных рыбок среди кораллов.

Полезно иметь старые командирские часы, старый ненужный механический фотоаппарат и не спешите выкидывать древний мобильник или запчасти для «Жигулей» первой модели. Все это в Египте на базаре котируется в обмен на сувениры. Вообще, что-то покупать на востоке, не торгуясь - дурной тон. Расскажу, как обрел кальян. Однажды я прогуливался по даун-таун в Хургаде и зашел в магазин. Вижу - хозяин дрыхнет, и всех его анубисов можно запросто выносить. Хозяина я будить не стал и анубисов не тронул - слышали про проклятия фараонов? То-то. Иду дальше.

- Хелло! Братишка, как дела? Просто посмотри! - перегораживает мне путь некий наглый тип, хватает за рукав, - Заходи! Просто посмотри!

- Шукран, маалиш, - говорю я, - спасибо, не беспокойтесь.

- Русский? Почему не хочешь посмотреть? - обиделся он и бормоча что-то там отстал.

Иду дальше. Любуюсь улицей. Школьники идут с занятий. Из мечети доносятся призывы на молитву. Жарко. Еще магазин. Смотрю кальяны всякие.

- Надо прицениться, - подумал я. А дело было за два дня до вылета и денег у меня в кармане где-то всего тридцать долларов осталось.

- Что хочешь? Кальян есть! Хороший! Какой хочешь? Есть маленький, есть большой.

- Вот средний сколько стоит?

- Садись - поговорим. Каркаде хочешь? Откуда?

- Россия, Москва.

- Ти женат? Дети есть?

- Я не женат.

- Ах-ах. Почему плохо? Денег мало?

- Да, - говорю, - мало.

- Чем работаешь?

- Свободный художник. Фриланчер.

- Хорошо.

- Хау матч это?

- Это хороший кальян для тебя, есть плохой. Вот смотри - это трубка слабый, металл тонкий. Это плохой - нельзя курить - просто сувенир. Это дешево. А это хороший. Смотри, так разбирается, так собирается. Сюда воду наливаем, сюда табак кладем. Покури - попробуй.

- Спасибо, не сейчас, а зачем одни большие, а другие маленькие.

- Большой много час-два курить, маленкий - половина время курить.

- Такой сколько стоит?

- Пятьдесят долларов.

- Понятно, я подумаю.

- Не торопись, за сорок отдам.

- Не… спасибо, я потом.

- Зачем потом, тридцать пять - бери.

- Я потом посмотрю и подумаю.

- За тридцать, последняя цена.

- Нет, нет. Я завтра.

- Заходи завтра - за двадцать отдам.

Иду дальше. Таксисты сигналят мне - садись типа - довезем интуриста.

 Смотрю - серьезный магазин - битком набит кальянами. Фирма.

- Интересно, здесь почем? - подумал я.

- Заходи, посмотри. Это хороший кальян. Здесь только с фабрики. Большое

качество!

- Такой сколько стоит?

- Садись, дорогой! Смотри - это трубка, это - стекло не бьется, выбирай любой стекло. Дизайн! Подберем комплект. Это камень, тарелка, колпак, пинцет для тебя. Смотри, табак и сумка в комплект. За все восемьдесят долларов.

- О! Восемьдесят долларов это в Москве стоит! - возмутился я.

- Сколько дашь?

- Нет, у меня все равно не хватит.

- Шестьдесят пять.

- Нету столько у меня. Все потратил.

- Что это? Телефон? Покажи.

- Это старый. Плохой.

- Почему? Хороший телефон. Давай телефон и тридцать долларов.

- Нет, телефон мне нужен.

- Что это? Часы? Покажи.

- Нет. Часы нужны - я на самолет опоздаю.

- Не хочу деньги - хочу телефон.

- Ээээ...

- И часы давай - забирай кальян.

- Ну ладно, только сим-карту отдай.

Вынул я сим-карту, отдал часы и получил кальян.

- Постой, а зарядное устройство давай.

- У меня нет с собой. В отеле.

- Какой отель?

- «Хилтон».

- О! Сколько номер стоит?

- Дорого, но для русских большая скидка.

- Приходи, принеси зарядное устройство, десять пачек табаку дам.

- Ладно, завтра принесу.

Так я стал обладателем кальяна, хотя вообще ничего не курю.

На другой день принес я зарядник. Того парня, с кем я торговался, на месте не оказалось, но был другой продавец, который все видел и был в курсе.

- Принес?

- Да.

- Давай.

- Табак давай.

- Нет. Мы тебе полный комплект. Кальян без трубки не кальян. Телефон без зарядного устройства не комплект. Мы тебе комплект, ты мне комплект. Не хочешь, отдай обратно кальян, забери телефон.

- А часы?

- Все здесь.

- Ну, хорошо, давайте хоть вот этого анубиса на обмен.

- Нет! Иди отсюда. Нехороший человек.

- Ну и сам пошел. Болван.

- Иди, иди.

- Сам пошел на хрен.

- Жадный, плохой русски...

Иду дальше. Выкинуть что ли этот зарядник, - думаю я, - нафиг его теперь тащить обратно. А в кармане осталось еще египетских фунтов сто. Ну думаю - надо их потратить на еще каких-нибудь анубисов. Вообще-то, мой чемодан был уже забит всякими папирусами и алебастровыми фигурками. Тут меня затащили в очередной магазин, и началось опять: "Просто посмотри. У нас недорого. Что хочешь?"

А захотелось мне фигурку бога Хепри.

- Это что?

- Это бог такой, на лице у него скарабей сидит. Есть? Что-то не вижу.

- Здесь нет. У меня брат, у него большой магазин. Пойдем, посмотри.

Пошли в другой магазин - там тоже Хепри нет. Пошли в следующий - нет.

- Не хочу Анубиса, хочу Хепри. - ныл я. Короче превернули мы всю Хургаду и нашли-таки этого Хэпри, но не черного, а какого-то коричневого.

- Не хочу коричневого, хочу черного.

В конце концов, когда уже совсем стемнело, всучили мне пыльного черного пластмассового Хэпри, а также фигурку Беса и еще целый набор богов, сказали -  они каменные, типа вчера только из гробницы откопали. Вытянули из меня все деньги, при этом, все ругались, что я их обманул, что нет у них никакого бизнеса, что отдали они это сокровище даром, что разорил я их, и все такое в этом роде. Вот как надо торговаться на востоке.

Теперь расскажем, как надо правильно купаться. В любом отеле Хургады вам предложат целый список экскурсий, включая погружение на дно морское. Лично я опробовал на себе одно такое морское приключение. Дело в том, что не каждый отель может похвастаться богатым подводным миром у себя на пляже и это даже хорошо, ибо удовольствие наступить босиком на морского ежа и царапать конечности о кораллы не всегда вдохновляет. Мой отель имел прекрасный песчаный берег, но не очень большой ассортимент рыб и кораллов - стайка серебристых рыбок, помятый скат и три-четыре ежа среди пары жалких кустиков. Итак, в определенное время меня забрала машина и доставила на нужный причал. Из всех собравшихся, только у меня было свое снаряжение - остальным пришлось брать то, что было: мутные маски, дырявые трубки и лохматые ласты. Белая яхта, черный капитан, еще более черный инструктор, пара мальчиков на подхвате. Поплыли. Ветрище дул со всех сторон. Солнце пекло прямо в глаза. Капитан забросил штурвал, достал свой бубен, и начались пляски. Так мы приплыли на коралловые острова. Бросили якорь. Все напялили маски, плавки и прочее. Инструктор подхватил за талию даму посимпатичнее и бултых с ней под воду. Мы все тоже - бултых. Да, под водой красиво, что говорить - рыбки плавают. Барракуды. А может и не барракуды. Ну не акулы точно. Есть желтенькие в полосочку, красненькие и розовенькие в крапинку, есть прозрачные и длинные, есть черные и плоские. Эти рыбки толпами снуют между серовато-буроватыми кораллами. Когда заплыв закончился, инструктор пересчитал всех по головам - вроде никто не утоп. Пообедали и поплыли дальше с песнями и плясками. Стоянка и новый заплыв. Все вернулись – опять никто не утоп. Народ начал скучать. Вернулись к первому острову с другой стороны. Третья попытка, но желающих окунуться почти не нашлось, а зря - тут было самое красивое место. Все наши телодвижения фиксировал на огромную древнюю видеокамеру некий загадочный субъект. На куртке его было написано Karnak TV. Как я потом догадался, это он снимал компрометирующий материал с тем, чтобы те, кто не желает, чтоб их показывали во всех отелях, могли обменять пленку на доллары. Но мне не удалось себя увидеть, так как на следующий день меня отвезли в аэропорт и пожелали благополучно долететь - тур закончился.

Я думал, с восточной экзотикой покончено и мне осталось зайти в Дьюти-фри и потратить остатки египетских фунтов на недостающих анубисов. Ха! Какая наивность. В аэропорту меня ждало еще одно незабываемое впечатление. Достаточно назначить вылет всех самолетов в один день и в один час, и вы получите замечательное реалити-шоу под названием «Пройди таможню первым». Зал был переполнен сильно обгорелыми на африканском солнце европейцами и битком набитыми анубисами чемоданами. Сотни немцев, итальянцев, испанцев и прочих людей со всей Европы и тысячи чемоданов до потолка. Каждый квадратный миллиметр пола был уставлен телами и чемоданами. Даже местные полицейские не могли пройти в туалет (без шуток) сквозь эту плотную и потную толпу. Здесь я впервые за всю поездку по Африке по настоящему вспотел. Дело не в том, что я еще в отеле надел на себя теплый свитер - в Москве-то меня ожидал мороз, а в том, что в зале нечем было дышать - жалкие вентиляторы больше нагревали воздух, чем охлаждали. Но наши люди не такое видали. Матюгаясь и работая локтями, мы отвоевывали шаг за шагом, протискиваясь вдоль стены этой международной душегубки, а когда до вылета осталось полчаса, рванули напролом к таможенному рентгеновскому аппарату и немедленно набили его своими пожитками. Таможенник, узрев на мониторе непорядок, запустил свои руки в чехол моего кальяна и выдернул главную металлическую деталь - длинную трубку. Оказывается, нельзя такие вещи тащить ручной кладью в салон самолета - боятся, что я стукну этой железкой кого-нибудь. Пришлось на ходу перекладывать и переупаковывать всех своих анубисов, дабы запихнуть трубку в чемодан. Я уже распрощался с большой фарфоровой тарелкой, которую купил за полдоллара, торгуясь полдня - не было никакой надежды довезти ее целой, также я опасался за головы богов в моем утрамбованном жизнью чемодане. Пока я занимался перекладыванием вещей, стадо туристов пронеслось над моей головой. Здесь расслабляться нельзя. Билеты, паспорт, чемодан, ручная кладь, фотоаппаратура - за всем надо следить, чтоб не выбили из рук, не растоптали. При этом надо правильно заполнить таможенную декларацию и держать ухо востро, дабы не пропустить крики представителя, направляющих русских туристов в нужном направлении. Смотря на время, наш самолет уже улетел, но представитель, лучась оптимизмом, гонял нас из одного зала в другой. Еще один кордон и еще одна очередь на проверку. Я заметил, за бакшиш можно обойти любую очередь - специальный человек предлагает сию услугу. Судя по всему, наш представитель уже обо всем позаботился, и русские здесь явно опережали всю остальную Европу. Пока несчастные испанцы и голландцы пялили глаза на табло, наши без всякого табло попали на свой самолет и взлетели, с опозданием всего в полчаса. Ура! Увеселительное путешествие в Египет завершилось.

 

Константин Ренжин. 2006 г.

Плагиат и публикация без разрешения автора карается по закону.

Cайт "Забаная планета" - www.planet88.narod.ru

Книги и диски о путешествиях - www.rendes.narod.ru

Хостинг от uCoz